Кириллов известен, прежде всего, своим Кириллово-Белозерским монастырем - одним из древнейших и знаменитейших монастырей России. Однако, не раз проезжая транзитом через Вологду, и даже как-то проехавшись по вытегорской трассе, с которой в Кириллов обычно и попадают, я обходил этот город своим вниманием. Как-то так выходит, что в монастыри и храмы я езжу больше как паломник - поблагодарить, попросить и помолиться, в других же случаях бывает интереснее посмотреть какие-то природные красоты, или уловить общую атмосферу того или иного места. Вышло бы так и в этот раз: по дороге из Карелии в Вологду сойти на вытегорской трассе я намеревался как раз на кирилловском повороте. Но машина шла дальше именно через этот город, и пропустить такой шанс было бы уже просто минусом к карме. Самое главное, что и в Вологде меня ждут только к вечеру, а на часах половина девятого утра…
Надежды поставить палатку и поспать, однако, приходится оставить - пора начинать новый день. Ладно, несколько часов до того, как я начну отключаться и раздражаться из-за любой ерунды, еще есть.
Я люблю города по утрам. Особенно малые. Особенно летом. Особенно в воскресенье. Променять воскресное летнее утро в Кириллове на жаркий полдень в Вологде, куда я имел шансы добраться как раз к этому времени, мне расхотелось, как только мы въехали в это тихое место.
Первым делом нужно позавтракать и избавиться от большого рюкзака. Иду в сторону монастыря буквально три квартала по 2-3 дома в каждом, и попутно нахожу автовокзал. Воскресным утром в нем всего несколько человек. Здесь за 40 рублей (лето 2013) можно сдать на хранение вещи, а в соседнем магазине попросить кипятка.
Насытившись и избавившись от вещей, оперативно читаю на планшете об истории города и монастыря - окультуриваемся на месте - и выдвигаюсь осваивать территорию. Хорошо, что еще почти нет людей: лотошники только расставляют свои лотки, где весь день будут пылиться сувениры; местные жители еще завтракают, а автобусы с туристами только сворачивают с трассы в сторону Кириллова. Да, как окажется позже, туристов, и, в частности, иностранцев, здесь, наверное, даже больше, чем в Троице-Сергиевой Лавре и Петропавловской крепости. Ну а пока день еще не начался, иду кормить уток на Сиверское озеро около стен монастыря. Утята оказались чрезвычайно милыми и резвыми (улыбка).
Пока закончил обход вокруг крепостных стен, автобусы с туристами и лотошники уже приготовились ко взаимной встрече. Перед входом копошатся люди, формируются экскурсии, водители отдыхают после разбитой дороги, ведущей в город.
МонастырьЧитать далее >>Разительно отличаются сейчас в России культовые сооружения в зависимости от того, вернули ли их Русской Православной Церкви, или они еще находятся в муниципальном ведении. Видимо, у РПЦ положение с финансами сейчас обстоит лучше, для муниципалов же все эти памятники старины - лишь еще одна статья расходов. Крупные храмы и монастыри, отданные Русской Православной Церкви, сейчас активно реставрируются, те же, что пока оставило за собой государство, продолжают выглядеть, как путешественники во времени, потрепанные долгой дорогой через века. Кириллово-Белозерский монастырь является государственным музеем-заповедником, на территории которого действует только одна небольшая церковь. Надо отметить, что это и единственная церковь, куда можно зайти бесплатно. В остальные вход по билетам - все же, это музей. Сам монастырь перестал функционировать в качестве культового сооружения еще в 20-е годы 20-го века.
Рассматриваю башни, древние полустертые фрески на церкви Иоанна Лествичника. Вспоминаю Лествицу. На одной из фресок преподобные Савватий и Зосима - основатели Соловецкого монастыря, где я был только вчера. И вдруг понимаю, что Кириллово-Белозерский монастырь мне нравится именно таким: с обветшалыми стенами и осыпавшейся штукатуркой. Многие сейчас твердят, как было бы здорово все отреставрировать до лоска и европейского блеска - вспоминаю свежий монолог пожилой дамы о том, “почему на Соловецких островах туалеты типа "сортир”, а не со сливом, “как в Эмиратах”. А я не могу почувствовать все то время, тот путь, который до времени, когда живу я, прошли эти стены, если они выглядят, будто сделаны только вчера. Красиво смотрится новым то, что только недавно построено. А в этой обветшалости частичка души России, не нужно делать из нее Европу и Эмираты!..
Тем временем, туристы заполоняют территорию. Слышна итальянская, французская, испанская и даже китайская речь. К каким-то китаянкам угодил в кадр: “Can i take a photo with a long boy?” (улыбка). Русских гораздо меньше, и ходят они молча. Экскурсий на русском также я не услышал. Так в Вологодской глубинке я почти попал за границу.
Нагулявшись по монастырю, выхожу и в сам город. Кроме многочисленных сувенирных лотков рядом с монастырем стоит отметить чудесный домик со сказочной печной трубой (и такой же печью внутри) - магазин “Куракинской керамики”. Очень душевные и теплые вещи, сделанные в деревне Куракино Вологодской области. Правда, все очень дорого. Меня, как любителя чайной посуды, пленил кубический глиняный чайник с растительными мотивами. Если бы не стоил дороже, чем оригинальные из Китая, без него бы не уехал…
Сам город Кириллов с “домиком-крошечкой”, где продают чудесную керамику, оказался таким же “городом-крошечкой” в несколько улиц и площадей. Он, кажется, даже меньше поселка, где я вырос! Гуляю еще около часа, замечаю на улицах и в скверах множество кованых лавочек (наверное, местного производства) и отправляюсь за рюкзаком. Теперь я был и в Кириллове.
В завершение этой части пути мне вновь везет на быстрые машины: водителя Toyota Tundra, что вез меня в Вологду, оштрафовали за превышение скорости - по той разбитой дороге мы летели… на 170 км/ч.