Мыс Крильон – южная точка Сахалина. Говорят, ясной ночью по ту сторону пролива Лаперуза, который отделяет российский остров от Страны Восходящего Солнца, можно рассмотреть, как переключаются светофоры на японском берегу.
В Южно-Сахалинске я знакомлюсь с подругой Степана, автостопщицей Юлей, и мы отправляемся на южную оконечность острова. Достичь Крильона – туманная цель. Доехать до Шебунино, последней деревни, до которой на карте обозначена дорога – программа минимум. Впрочем, эта цель тоже вышла туманной: с утра зарядил дождь, а последующие два дня в воздухе стоит морось. Такая погода усиливает ощущение, что мы отправляемся на «Край Земли» - очередной край Земли, которых так много в России. Многие вещи в дороге оказались скрыты туманом. Как от глаз, так и от объектива фотокамеры.
Минуем скрытый в тумане Ловецкий перевал. Асфальт давно кончился, и под колесами несколько десятков километров шваркают песчано-глинистые хляби. На Сахалине ВСЕ машины являются подержанными японскими иномарками с правым рулем. На стекле пойманного нами авто даже красуется наклейка с жалобной надписью «Хочу домой – в Японию» (улыбка). Повезло, что поймали «прямую» машину: стоять в грязи среди туманных джунглей я бы не посоветовал никому. Друг моей напарницы как-то «завис» здесь: везущая его машина свернула к какой-то базе, а он два дня шел до трассы на Южно-Сахалинск пешком,
Читать дальше >>ночуя у костра и питаясь ягодами. Как говорится, «не свезло»…
***
Но вот перевал позади, а мы в Невельске, растянувшемся длинной полосой вдоль самого побережья Татарского пролива. Этот
город сильно пострадал от землетрясения всего год назад. Как-то по-особому страшно становится, когда знаешь, что стихия чуть было полностью не разрушила целый город не в далеком историческом прошлом, а лишь прошлым летом. Начинаешь вспоминать, где ты сам был в это время, что делал, чем жил.
Сейчас Невельск местами напоминает маленькие городки где-нибудь на далеких северных берегах Канады: «скоростройные» панельные домики светлых тонов, выросшие вдоль береговой линии всего за полгода, бесконечная полоса берега, чайки. Традиционный в таких городах порт, пятиэтажки и пыль. Она на острове - неизменная спутница странников, постоянно встречается и в городах, и на дорогах острова. Причина тому, в первую очередь, в том, что почти все дороги и многие улицы в городах, кроме Южно-Сахалинска, не имеют асфальтового покрытия. Здесь пыль предстала перед нами в амплуа серой грязи. Но выбирать особо не приходится: в сухую погоду здесь ходишь в пыли, в дождливую – в грязи.
***
Пообедали мы бутербродами с колбасой и майонезом в аутентичной «майонезной баночке», купленным за 10 рублей. Качество оказалось соответствующим цене. Глядели на море, порт и рыбаков. Сидеть, правда, пришлось не на ласковом песке у прибоя, а на широком бетонном парапете у дороги. Он отделяет трассу от небольшого обрыва, спускающегося к берегу. Романтика с «трэшовым» уклоном и запахом мокрой придорожной травы (улыбка). Кстати, запах влажной зелени здесь не тот, что я всегда знал и любил раньше: более густой, сладкий и… просто другой, но не менее приятный.
Дальнейшее движение на юг продолжилось в том же темпе: недолгое ожидание машины, останавливающейся на поднятую руку, заднее сидение и еще несколько километров пути. Общение тоже выходило кратким: попадались либо пары, общающиеся между собой, либо вовсе молчаливые типы. Только в последней машине, доставившей нас непосредственно в Шебунино, попались двое рыбаков, немного прояснивших ситуацию с Крильоном. Ремарка: «рыбаки» сюда частенько ездят на джипах и ловят горбушу в полметра длиной непосредственно у береговой линии. Крупногабаритную горбушу нам довелось увидеть и самим прямо во время ловли.
Достигнуть Крильона, как мы выяснили, можно лишь двумя способами: либо с ловцами крабов, все на тех же джипах движущихся прямо вдоль литорали на юг (на Крильоне самые крупные крабы!), либо на вахтовых машинах пограничников (мыс является погранзоной). Третий вариант – несколько десятков км по песчаному берегу пешком – не рассматривается. Да и перспектива быть уже у цели повернутыми назад пограничниками нас вряд ли устроит.