Представь себя таким, каким хочешь быть, и Ты станешь им
И вот тут начинается вторая не самая светлая часть рассказа. Фестиваль "Дикая мята" ни в коем разе НЕ СТАЛ ЗАМЕНОЙ Пустых Холмов. Наверное, на него действительно надо было приезжать слушать музыку, прежде всего. Начну с того, что разных практик, свойственным многим этно-фестам и Пустым Холмам, в особенности, было очень мало. Честно признаться, сейчас мне кажется, самым полезным, что я вынес с фестиваля была практика гимнастики по Норбекову, на которую я свалил, пока ничего для меня интересного не играло на сценах. Но, в целом, всякие развивающие практики - это, все же, специфическое направление. Например, на ВОТЭТНО, куда я больше приезжал как раз слушать музыку, их было даже чересчур много
.
Основное отличие в другом. Да, коммерционализированность. Вообще, сложилось впечатление, что этот фестиваль сделан москвичами и для РАБОТАЮЩИХ В МОСКВЕ москвичей, только на дешевой Калужской земле. Регионалам оставалось ходить впроголодь наслаждаться музыкой или уехать на "Рок над Волгой" под Самару, проходивший в то же время. Многие не из Москвы именно этот вариант и предпочли, хотя там чистый рок без этно...
Чего, прежде всего, не хватало на Пустых Холмах? Более менее централизованной организации питания. Это восполнялось сотнями костров, котелками и погружением в походную жизнь. Однако, событий было столько, что лично я бы с радостью ел в кафешках и не тратил время на готовку. На "Дикой мяте" получилось ровно наоборот - у меня создалось впечатление, что там только и делали, что кормили посетителей. НО!!! Кто это делал??? За какие деньги??? Приехало несколько кейтерингов из Москвы, установило "демократичный московский ценник", и кормило таких же москвичей! 300 рублей за плов - отлично, демократично! Еда была тоже далеко не ПыХовская - например, шашлыки, пиво... Традиционно же более дорогие вегетарианские блюда на Мяте оказались не только более дешевыми по сравнению с "едой для всех", но и более здоровой пищей.
Надо отметить, что и посетители отличались от тех, кто посещает бесплатные или узко специализированные фесты. Да, здесь горожане тоже поехали с палатками отдохнуть на природу и вкусить прелестей походной жизни. Но большинства тех, для кого такая жизнь не в новинку, завсегдатаев ПХ и иже с ними, на "Мяте" не было. Они справедливо остались дома, остановленные платностью "Мяты", как таковой. Зато не раз встречались девушки, заезжавшие в палаточный лагерь с чемоданами на колесиках
. Конечно, отличная от ПыХов аудитория отлично потребляла и отличную от "пыховской" еду.
Вообще, я весь фестиваль не мог отделаться от мысли, что на мне везде "делают деньги". При том, что тот же "ВОТЭТНО", стоивший почти в два раза дороже, таких впечатлений не вызывал... Не вызывает таких мыслей и концерт, на котором ты платишь за возможность присутствовать на выступлении интересного тебе исполнителя. Там же получилась классическая ситуация "купи продукт и разорись на аксессуарах". Кроме музыкантов, на полигоне закрытого комплекса собралась просто куча купцов, приехавших сюда заработать. Тут очень четко чувствуется грань, когда люди отдают что-то из радости, из желания поделиться, как, например, бесконечные проявления креатива на Пустых Холмах - от протянутого вручную освещения до приготовленного на углях овощного рагу. И как здесь, когда чувствуешь себя на большой, красочной, итригующей и цепляющей, но, все же, ярмарке, где продавцы с утра настроены на то, чтобы к вечеру была прибыль побольше. Это я, прежде всего, о еде. Этн-базары на таких фестивалях примерно похожи.
Итого: 1500 р. за 3 дня фестиваля вроде и не дорого, но добавь 1000 за палатку (мы взяли по 500 на двоих с другом), добавь еще стоимость билета на еду, если не хочешь питаться "крекерами" из супермаркета. Хвала "этномировцам", хотя бы такая альтернатива была. Ну и в довершение приятный бонус в виде этно-базара. Фишек там действительно было много и интересных. Хотя, при желании там можно было хоть свой годовой доход оставить
. Я лично "оставил" там лишь несколько сотен рублей, а вот на фесте, в целом, наверное, свою некупленную куртку. Ладно, пока лето, не так актуально, к осени накоплю. И когда в комментариях на странице фестиваля читаешь, что, дескать, "мне на цены там по барабану, зато отдохнули мы хорошо", как раз и видишь за строками этих самых "работающих в Москве" отдыхающих, как принято у нас в стране - на широкую ногу и не считая... Те, кто считает, я уже упоминал, какие альтернативы "Мяте" выбрали.
Ну а теперь финал! Организация. На самом деле, хвала организаторам за всю музыкальную часть. Не считая того, что иногда звук был не очень четкий (прежде всего, на Белой сцене) из-за повышенной громкости, слушать выступающих было приятно, а смотреть удобно.
А вот об организации поведения на территории слова совсем другие. Я с таким не сталкивался, но рискну это назвать "двойным стандартом". Да, все мы законопослушные москвичи оставили дома свои горелки, не разводили костры, купили места под палатку и ходили в зеленых браслетах посетителей. А потом стояли в очередях за кипятком по утрам (вечером после ливня его вовсе никто не раздавал, и взять было негде, так что многие легли спать на холодном пайке). Но самое интереное, что, если приглядеться, были на фесте и люди без браслетов, и палатки без оплаченных наклеек. Самые умные вообще "ставились" за территорией Этномира и каким-то образом попадали внутрь, не оставив, таким образом, на фестивале вообще не рубля... А еще, когда на окраинах лагеря утром законопослушные посетители, вооружившись кружками, отправлялись за полкилометра по хлябям за кипятком, менее конформные грели кипяток на, таки, привезенных горелках. ПОТОМУ ЧТО КОНТРОЛЯ НЕ БЫЛО. Напуганные "тремя кордонами" шмона на " как на Нашествии" мы увидели двух охранников на входе, смотревших только на наличие браслетов, полное отсутствие досмотра. В лагере, кажется, из администрации вообще никого не было - только рабочие из Средней Азии, собиравшие мусор и раздававшие кипяток...
И вот после всего этого разве можно сказать, что орги потеряли что-то от того, что кто-то приезжал со своими горелками, своей едой, а не только печеньями и фруктами? Хорошо, что не было костров - было бы все в дыму, как на ПыХах, да и деревьев бы поуменьшилось. Но для чего были запреты, которые никто не блюдет? Вы уж либо разрешайте, либо контролируйте... - все, что можно сказать.
Покидая "Дикую мяту", я шел по прекрасному полю, усеянному ромашками и колокольчиками. Наверное, с детства не видел такого по-настоящему русского поля с сонмом полевых трав. Сердце мое смягчалось, и я отпускал все минусы, сохраняя, как обычно, лишь хорошие впечатления. Самым ярким за все дни фестиваля впечатлением для меня стала именно эта искренняя и трогательная русская природа. Думаю как-нибудь выбраться в те края просто с друзьями, с палатками, на пару дней.
А фестивали на будущее я посещу какие-нибудь еще.

Основное отличие в другом. Да, коммерционализированность. Вообще, сложилось впечатление, что этот фестиваль сделан москвичами и для РАБОТАЮЩИХ В МОСКВЕ москвичей, только на дешевой Калужской земле. Регионалам оставалось ходить впроголодь наслаждаться музыкой или уехать на "Рок над Волгой" под Самару, проходивший в то же время. Многие не из Москвы именно этот вариант и предпочли, хотя там чистый рок без этно...
Чего, прежде всего, не хватало на Пустых Холмах? Более менее централизованной организации питания. Это восполнялось сотнями костров, котелками и погружением в походную жизнь. Однако, событий было столько, что лично я бы с радостью ел в кафешках и не тратил время на готовку. На "Дикой мяте" получилось ровно наоборот - у меня создалось впечатление, что там только и делали, что кормили посетителей. НО!!! Кто это делал??? За какие деньги??? Приехало несколько кейтерингов из Москвы, установило "демократичный московский ценник", и кормило таких же москвичей! 300 рублей за плов - отлично, демократично! Еда была тоже далеко не ПыХовская - например, шашлыки, пиво... Традиционно же более дорогие вегетарианские блюда на Мяте оказались не только более дешевыми по сравнению с "едой для всех", но и более здоровой пищей.
Надо отметить, что и посетители отличались от тех, кто посещает бесплатные или узко специализированные фесты. Да, здесь горожане тоже поехали с палатками отдохнуть на природу и вкусить прелестей походной жизни. Но большинства тех, для кого такая жизнь не в новинку, завсегдатаев ПХ и иже с ними, на "Мяте" не было. Они справедливо остались дома, остановленные платностью "Мяты", как таковой. Зато не раз встречались девушки, заезжавшие в палаточный лагерь с чемоданами на колесиках

Вообще, я весь фестиваль не мог отделаться от мысли, что на мне везде "делают деньги". При том, что тот же "ВОТЭТНО", стоивший почти в два раза дороже, таких впечатлений не вызывал... Не вызывает таких мыслей и концерт, на котором ты платишь за возможность присутствовать на выступлении интересного тебе исполнителя. Там же получилась классическая ситуация "купи продукт и разорись на аксессуарах". Кроме музыкантов, на полигоне закрытого комплекса собралась просто куча купцов, приехавших сюда заработать. Тут очень четко чувствуется грань, когда люди отдают что-то из радости, из желания поделиться, как, например, бесконечные проявления креатива на Пустых Холмах - от протянутого вручную освещения до приготовленного на углях овощного рагу. И как здесь, когда чувствуешь себя на большой, красочной, итригующей и цепляющей, но, все же, ярмарке, где продавцы с утра настроены на то, чтобы к вечеру была прибыль побольше. Это я, прежде всего, о еде. Этн-базары на таких фестивалях примерно похожи.
Итого: 1500 р. за 3 дня фестиваля вроде и не дорого, но добавь 1000 за палатку (мы взяли по 500 на двоих с другом), добавь еще стоимость билета на еду, если не хочешь питаться "крекерами" из супермаркета. Хвала "этномировцам", хотя бы такая альтернатива была. Ну и в довершение приятный бонус в виде этно-базара. Фишек там действительно было много и интересных. Хотя, при желании там можно было хоть свой годовой доход оставить

Ну а теперь финал! Организация. На самом деле, хвала организаторам за всю музыкальную часть. Не считая того, что иногда звук был не очень четкий (прежде всего, на Белой сцене) из-за повышенной громкости, слушать выступающих было приятно, а смотреть удобно.
А вот об организации поведения на территории слова совсем другие. Я с таким не сталкивался, но рискну это назвать "двойным стандартом". Да, все мы законопослушные москвичи оставили дома свои горелки, не разводили костры, купили места под палатку и ходили в зеленых браслетах посетителей. А потом стояли в очередях за кипятком по утрам (вечером после ливня его вовсе никто не раздавал, и взять было негде, так что многие легли спать на холодном пайке). Но самое интереное, что, если приглядеться, были на фесте и люди без браслетов, и палатки без оплаченных наклеек. Самые умные вообще "ставились" за территорией Этномира и каким-то образом попадали внутрь, не оставив, таким образом, на фестивале вообще не рубля... А еще, когда на окраинах лагеря утром законопослушные посетители, вооружившись кружками, отправлялись за полкилометра по хлябям за кипятком, менее конформные грели кипяток на, таки, привезенных горелках. ПОТОМУ ЧТО КОНТРОЛЯ НЕ БЫЛО. Напуганные "тремя кордонами" шмона на " как на Нашествии" мы увидели двух охранников на входе, смотревших только на наличие браслетов, полное отсутствие досмотра. В лагере, кажется, из администрации вообще никого не было - только рабочие из Средней Азии, собиравшие мусор и раздававшие кипяток...
И вот после всего этого разве можно сказать, что орги потеряли что-то от того, что кто-то приезжал со своими горелками, своей едой, а не только печеньями и фруктами? Хорошо, что не было костров - было бы все в дыму, как на ПыХах, да и деревьев бы поуменьшилось. Но для чего были запреты, которые никто не блюдет? Вы уж либо разрешайте, либо контролируйте... - все, что можно сказать.
Покидая "Дикую мяту", я шел по прекрасному полю, усеянному ромашками и колокольчиками. Наверное, с детства не видел такого по-настоящему русского поля с сонмом полевых трав. Сердце мое смягчалось, и я отпускал все минусы, сохраняя, как обычно, лишь хорошие впечатления. Самым ярким за все дни фестиваля впечатлением для меня стала именно эта искренняя и трогательная русская природа. Думаю как-нибудь выбраться в те края просто с друзьями, с палатками, на пару дней.
А фестивали на будущее я посещу какие-нибудь еще.